Опишу способ проверки при котором обычный тест трехфазного, асинхронного двигателя не показал в чем была проблема.
Однажды мне нужно было проверить достаточно мощный электродвигатель, около 15 кВт. При включении он начинал гудеть и греться. "Обычная" проверка мультиметром и мегаомметром показывала, что мотор в порядке. Обычно выглядит она достаточно просто, в 2 этапа:
1. Проверка замыкание обмоток на корпус. Правильнее всего делать её "мегером", выставляется нужно напряжение, один щуп подключается к обмоткам, а другой к корпусу. Измеренное сопротивление нормируется. Для моторов на напряжение 0,4 кВ, оно должно быть минимум 500 кОм при проверочном напряжении мегаомметра 500 В.
2. Для следующей проверки обычно уже пользуются мультиметром. Проверяют сопротивление самих обмоток. Они не должны отличаться друг от друга на +/-2%. В основном так выявляется межвитковое К.З. или обрыв/надрыв обмоток.
Для мощных моторов считаю проверку межвиткового К.З. по сопротивление почти бесполезной, тестер будет выдавать очень низкие показания: 0 Ом; 0,2 Ом, 0,3 Ом и тд. И хоть разница в сопротивлении уже перевалила за 2%, двигатель вполне может быть исправен.
Переходим к проверке, которую делают очень редко.
Не знаю описан ли такой способ в литературе, мне он не попадался. Решил полностью разобрать соединение обмоток (до этого они были собраны в треугольник):
И проверить сопротивление между ними сами (теперь они друг с другом ничем не соединены). Для теста пользовался мегаомметром и думаю требование к замеру как и при проверка относительно корпуса – минимум 500 кОм, если мотор питается от 0,4 кВ (380 В).
Между одной парой "советский старина" М4100/3 показал мне 280 кОм (замер №1), а между другими бесконечное сопротивление. Для интереса проверил другой, точно исправный, двигатель и там везде была "бесконечность".
При разборке появилась примерно такая картина:
Моторы с подобными повреждениями нуждаются в перемотке или можно смело нести на приемку. Оценивают их в килограммах, как лом электродвигателей.
А вообще один из самых точных тестов для электродвигателя, это его проверка под номинальной нагрузкой. Мотор при этом необходимо заземлить. Он не должен греться, гудеть, дымиться и питающий ток не должен уходить за номинал.
- Хотите связаться со мной?