Лодочный мотор с гнутым валом или битым винтом. “Ещё походит”

Сделай сам

На написание данной статьи натолкнул один правильный комментарий.

Автор: Декабрист Февральский

Лодочный мотор с гнутым валом или битым винтом. "Ещё походит"

При проведении ТО, многие судоводители не обращают внимание на проверку вала на биение. А зря. Даже "на глаз" провести такую процедуру не помешает. Если без разбора узла и бесхитростно, я делаю так:

Ставлю крестовую отвёртку в рассверленное углубление на внешнем срезе вала. Примерно выравниваю инструмент с осью вала и держу. Далее, вращаю винт свободной рукой. Даже при таком весьма условном соблюдении точности, биение, если оно есть, вы обнаружите с лёгкостью.

В случае изогнутости этой детали следует принять меры. Но об этом чуть позже.

Лодочный мотор с гнутым валом или битым винтом. "Ещё походит"

Так же, некоторые владельцы моторов не придают значения осмотру гребного винта. На нём могут быть сколы, трещины, следы ударов. Всё это нарушает его рабочие качества, а в некоторых случаях – приводит к выходу из строя всего узла трансмиссии. Так же, к плохим последствиям может привести неправильная обработка пострадавшего винта. Она приводит к разбалансировке и дальнейшему износу всех деталей.

К слову, некоторые водномоторники даже затачивают лопасти, чего тоже делать не следует.

Теперь о биении в целом. Не важно, чем оно вызвано, результат будет одинаков. Появится вибрация, упадёт скорость и грести мотор станет хуже. Начнут страдать другие узлы и компоненты трансмиссии. На гребном валу стоит два или три подшипника (зависит от марки мотора и конструкции). Есть разные варианты:
С двумя шариковыми подшипниками, с 1 шариковым и 1 коническим, с 2 шариковыми и 1 игольчатым.

Все они, без исключения, будут стардать. Первым – как в случае с Tohatsu 30 или же с сопоставимой Yamaha, например, где 3 подшипника – первым попадёт под раздачу игольчатый. Стоит он в обойме подшипников первым от винта. И сепаратор его иногда пластиковый.
Так же, начнёт жевать сальники и очень высока вероятность попадания воды в редуктор. По мере увеличения люфта на подшипниках, начнут подвергаться износу и разрушению шестерни. При длительной эксплуатации при в условиях может наблюдаться выкрашивание.

Читайте также:  Что такое длина сварочной дуги❓| Рассказываю о самой главной проблеме новичков в ручной дуговой сварке

Лодочный мотор с гнутым валом или битым винтом. "Ещё походит"

Допустим, у вас был удар по камню, коряге, дну на реке. Винт пострадал, или погнулся вал. При варианте "сталинграда", лучше прекратить попытки дойти своим ходом. но если всё терпимо, то за непродолжительный период перехода до домашней пристани ничего страшного не случится, пару-тройку часов мотор вполне выдержит без последствий. Но если пострадал винт, то, конечно же, лучше его заменить, при условии наличия его в запасе.

Уже в гараже/сухом доке, следует устранить все последствия удара. Вал, если надумаете отдать на выпрямление, ни в коем случае нельзя сильно греть. И не надейтесь на быстрое его исправление. Процедура может длиться от нескольких дней до пары недель. И то, найти того кто согласиться на такое, весьма сложно.
В случае обещаний мастером быстрого решения вопроса, за день или даже "прям тут, прям ща", следует держаться подальше от такого умельца. Кто знает сам процесс и технологию выравнивая калёного металла понимает, о чём я говорю. В общем, проще будет (пусть и не дешевле), купить б/у вал, что тоже трудно, или купить новый.

С винтами тоже надо быть осмотрительным. Затачивать его не надо по кромкам. Это в последствии скорее приведет к кавитации, чем к улучшенным гребным свойствам. Попробуйте махнуть в воду с размаха какой-нибудь острой металлической полосой типа сабли. Куда она в воде пойдёт, в какую сторону и по какой траектории – момент непредсказуемый. Так же ваши заточенные лопасти будут рваться невесть куда, но из-за жёсткости конструкции это компенсируется кавитацией.

Лодочный мотор с гнутым валом или битым винтом. "Ещё походит"

Можно, конечно, отнести винт аргонщику. Однако, наваренный алюминий будет пористым, а не монолитным как сам винт. Это следует учитывать и быть готовым, что такую запчасть лучше оставить на "докатку". В случае обнаружения трещины на винте, некоторые так же идут к аргонщику. Ему нет особого резона заморачиваться и он просто положит шов. Поэтому, вам предварительно самому следует найти внутренний конец трещины и маленьким сверлом проделать в ней отверстие, сняв напряжение с металла и предотвратить тем самым дальнейшее её расползание.
(Для аналогии, таким образом поступают ещё со стеклом при его восстановлении).

Читайте также:  Как вышивка может сделать рукодельницу счастливой❓

После сварочных работ нужно все обработать, чтобы максимально приблизить винт к изначальному состоянию. После всех процедур, лучше всего найти возможность проверить вал и винт на биение.
Если не удастся, то придётся положиться на своё чутьё, опыт и глазомер. Так же, не следует забывать, что после ударов обязательно следует проверить сальники и провести дефектовку всего редуктора. Что касаемо сальников, коль уж заговорили о них – их следует всегда проверять даже после наматывания лески на гребной вал. Бывает так, что она начинает резать сальник и вода поступает в редуктор. Спасибо за прочтение!

Источник

Оцените статью
masterkin.ru
Добавить комментарий