Как найти рабочую и пусковую катушки однофазного асинхронного двигателя

Сделай сам

Нередко нам в руки попадает однофазный асинхронный двигатель, и мы наконец-то решаем его использовать. Но как его подключить, если мы не знаем где у него пусковая, а где рабочая обмотки? Торчит три (иногда четыре) провода и все. В этой статье мы разберемся в этом вопросе, а заодно рассмотрим основные схемы подключения такого электромотора.

Принцип работы и схема включения

Фактически двигатели этого типа являются двухфазными, но поскольку они подключаются к однофазной сети и в работе участвует только одна обмотка (вторая служит лишь для пуска), то их принято называть однофазными.

Сразу после включения к сети рабочей обмотке электромотора, в короткозамкнутом роторе создается пульсирующее магнитное поле, чего явно недостаточно для его вращения. Ротор необходимо «толкнуть» – грубо говоря крутнуть, чтобы поле стало вращающимся. Сделать это можно просто рукой, причем в какую сторону мы «толкнем», в том направлении электродвигатель и будет вращаться.

Важно! Использовать руку в качестве пускового устройства не стоит, поскольку это очень опасно даже при относительно маломощном моторе. Если сильно хочется поэкспериментировать, в качестве подопытного лучше взять совсем слабенькие моторы, скажем, от старых проигрывателей, не забывая о том, что они рассчитаны на 127 В.

Для начального толчка предназначена вторая обмотка – пусковая. Чтобы запустить двигатель, достаточно на эту обмотку кратковременно подать то же напряжение, что и на рабочую, но через фазосдвигающий конденсатор. После того, как двигатель запустится, пусковую обмотку сразу же отключают. В противном случае она быстро перегреется и сгорит.

Как найти рабочую и пусковую катушки однофазного асинхронного двигателя

Есть и еще одна схема, в которой пусковая обмотка подключена постоянно и после выполнения своей функции пусковой, превращается во вторую рабочую.

Как найти рабочую и пусковую катушки однофазного асинхронного двигателя

При этом емкость конденсатора выбирается намного меньше, чем у пускового, а значит он имеет меньшие габариты. Недостаток такой схемы – тяжелый или даже невозможный пуск с большой нагрузкой на валу. В этом случае используют комбинированную схему – для запуска параллельно рабочему конденсатору подключают пусковой. После выхода мотора на рабочий режим этот конденсатор отключают.

Читайте также:  Потрясающие лимоны. Алмазная вышивка из фикс прайс и мое новое ее применение.

Как найти рабочую и пусковую катушки однофазного асинхронного двигателя

Полезно! Существует и еще один тип асинхронных моторов, которые не требуют фазосдвигающего конденсатора, но нуждаются в пусковом резисторе. Пусковая обмотка таких моторов выполняется бифилярно. Электромоторы этого типа не особо распространены и используются редко.

Как найти рабочую и пусковую катушки однофазного асинхронного двигателя

Находим пусковую и рабочую обмотки

А теперь перейдем к основной теме статьи – попытаемся разобраться в обмотках. Здесь, как было замечено выше, могут быть два варианта – три провода и четыре провода.

Три провода

Итак, перед нами двигатель, из которого выходит три провода. Обмоток у такого мотора тоже две, просто пусковая и рабочая обмотки соединены между собой внутри электромотора.

Как найти рабочую и пусковую катушки однофазного асинхронного двигателя

Для начала нам нужно найти провод, подключенный к точке соединения катушек. На схеме выше он обозначен буквой «В». Для этого при помощи омметра (мультиметра, включенного в режим измерения малых сопротивлений) вызваниваем все обмотки попарно: А-В, А-С, В-С. Находим пару с максимальным сопротивлением. Эта пара (на схеме выше она обозначена как А-С) – концы рабочей и пусковой катушек. Оставшийся третий провод – точка соединения.

Теперь осталось определить какая катушка рабочая, какая пусковая. Для этого измеряем сопротивления между средней точкой и двумя остальными проводами. На схеме выше: В-А и В-С. Обмотка, имеющая большее сопротивление, будет пусковой, меньшее – рабочей.

На заметку. Величины сопротивлений мы указывать не будем – они зависят от мощности мотора и могут сильно колебаться, но в любом случае сопротивление пусковой обмотки больше.

Четырехпроводная

Если наш электродвигатель имеет 4 вывода, значит, обмотки между собой не соединены и их выводы выходят из мотора отдельно.

Как найти рабочую и пусковую катушки однофазного асинхронного двигателя

Здесь действуем по следующему алгоритму: Вызваниваем все провода между собой и находим пары, которые звонятся между собой. В нашем случае будут звониться провода А-В и С-D. Вот и наши обмотки. Ну а как отличить пусковую от рабочей, мы уже знаем – у которой сопротивление выше, та и будет пусковой.

Читайте также:  Легко ли заставить мигать светодиод или спаять простой приемник ?

Проверка

Осталось проверить, ничего ли мы не перепутали. Собираем схему с пусковым конденсатором (см. первый раздел). Запускаем электродвигатель на 1 минуту, выключаем и щупаем. Если он ощутимо не нагрелся, то снова включаем на 15 минут. Снова щупаем. Чуть теплый? все в порядке, мы определили все правильно.

Вот мы и разобрались со схемой включения асинхронного однофазного двигателя и сможем отличить рабочую обмотку от пусковой. Теперь, если к нам в руки попадет «неизвестный солдат», то мы сможем его правильно подключить.

Источник

Оцените статью
masterkin.ru
Добавить комментарий